Механизм решения проблемы квалификационной ямы

В глобальном процессе трансформации экономических процессов функции контроля и управления перераспределяются от государства к саморегулируемым гражданским институтам. Такое перераспределение естественно, т.к. в постиндустриальной системе саморегулирование оперативнее и индивидуализированнее в сравнении с реакциями на события государственных институтов. Помимо саморегулируемых гражданских институтов растет роль надгосударственных механизмов, которые помогают саморегулируемым системам определять направления развития и создавать комфортные межотраслевые и межнациональные связи. Механизмы в рамках ЕАЭС способны на предиктивное регулирование по признакам событий вместо реакций на последствия с принудительной корректировкой участников рынка.

Одним из негативных факторов, который все больше влияет на производительность труда, международную производственную кооперацию и национальные ВВП, является «кадровая яма». По данным Организации экономического сотрудничества (ОСЭР), компетенции каждого третьего работника либо избыточны, либо недостаточны для того типа работы, которую он выполняет. При текущем объеме глобальных трудовых ресурсов около 3,5 млрд человек, чуть менее 1,2 млрд занимают должности, не соответствующие их реальным навыкам. В России исследованием зафиксирована текущая цифра на уровне 33,9 млн. человек, что составляет около 43% трудоспособного населения.

В России в 2019 году исследование на данную тематику проводилось консалтинговым агентством Boston Consulting Group при содействии союза «Молодые профессионалы» (World Skills Russia) и ГК «Ростатом». Эксперты убеждены, что проблема носит наднациональный характер, и мы имеем дело с результатом применения системы образования эпохи 2.0 в условиях индустрии 4.0.

Профессиональные знания стремительно устаревают, и классические системы образования не могут это компенсировать. Исследование говорит, что в промышленных секторах теоретические знания полностью девальвируются за три-пять лет, т.е. быстрее, чем длится подготовка в вузе, что предполагает рост затрат на переподготовку. Это накладывается на старение трудоспособного населения, миграцию рабочей силы, неготовность работников вкладывать собственные средства и время в развитие своей квалификации. Стоит учитывать и изменения на рынке труда, связанные с роботизацией и применением искусственного интеллекта.

По мнению авторов исследования, подстройка системы образования под потребности рынка без изменения самой профессиональной образовательной модели исчерпала свой ресурс.

Серьезность проблемы видно по тому, что только в 2017 году мировой ВВП потерял из-за квалификационной ямы около 5 трлн долларов. К 2030 году, как пишут эксперты, мировые потери ВВП ежегодно будут составлять до 6 трлн долларов.

«Квалификационная яма представляет серьезную угрозу для роста мировой экономики, – говорится в докладе. – В глобальном масштабе это оборачивается снижением темпов развития и ростом объема недополученных доходов». В случае если человек излишне квалифицирован, его работа неэффективна для экономики в целом, если сотрудник недостаточно квалифицирован, компания тратит средства на обучение.

В ряде источников фигурирует понятие «постиндустриальная апатия». Взрывное увеличение объемов информации замещает некоторые потребности в усвоении знаний, упрощает механизмы социального взаимодействия, влияет на систему ценностей. Запоминание замещается обработкой больших объемов информации. Соответственно, система образования 2.0, основанная на запоминании, становится неэффективной. 

Для преодоления квалификационой ямы при миграции специалистов нужные для выполнения новой задачи специализированные знания должны быть доступны в момент совершения действия, а теоретические знания должны усваиваться в удобной форме в любой необходимый момент времени и поддерживаться дистанционно.

Одним из примеров решения проблемы квалификаций является авиастроение, где производители и эксплуатанты должны обеспечить исключительную безопасность непрерывного нахождения в воздухе до трех миллионов человек. Эта отрасль, как и все другие, сталкивается с кадровыми проблемами, но с начала 2000-х авиационные производители и эксплуатанты, в частности Boeing, Airbus, Bombardier, Martin Lockheed, American Airlines, Corean Air, Quantas и др., внедряют решения, связанные со структурированием и управлением знаниями в системах нового поколения. В России для реализовала АО “Иркут”, АО “РСК “МиГ” и АО ХК “Вертолеты России” реализованы проекты по оцифровке производственной и эксплуатационной информации, созданию интерактивных электронных технических руководств по сопровождению жизненного цикла изделий, автоматизированных систем обучения и поддержания квалификации. Способы управления информацией, ее актуализации и подачи в интерактивном виде регулируются глобальным стандартом S1000D, который прочно и безальтернативно занял место в тех отраслях промышленности, где критичны передовые информационные разработки.

Отсутствие решений в большинстве случаев возникает по причине недостаточного междисциплинарного и межотраслевого взаимодействия участников государственных и рыночных отношений. В руках ЕАЭС сосредоточены возможности предиктивного регулирования направлений на надгосударственном уровне.

В дополнение к общей теоретической подготовке через автоматизированную дистанционную систему человек сопровождается специфическими знаниями, технологическими пошаговыми инструкциями непосредственно при выполнении операций. Такая идеология предлагается в рамках Индустрии 4.0 и внедрена путем цифровизации технологической, ремонтной и эксплуатационной информации на большом количестве сложных технических объектов. Направленная подготовка профессиональных кадров является проверенным и доказавшим высокую эффективность способом усвоения знаний.